Сорокина Марина Олеговна

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи [7]
Поиск
Главная » Статьи » Статьи

Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот пе­риод развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфо­логическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных проце­ссов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зави­сит от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, особенно в речевом развитии. Обратимся к последовательному анализу речи и познавательных процес­сов шестилетнего ребенка.

Речь. К шестилетнему возрасту словарный запас ребенка уве­личивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний от 3000 до 7000 слов. Словарь шестилетне­го ребенка состоит из существительных, глаголов, местоиме­ний, прилагательных, числительных и соединительных слов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. Так, Антоша говорит: «Ива. Правда, красивое слово?! Оно нежное».

В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, ка­кими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

Шестилетний ребенок, если ему объяснить некоторые зако­номерности речи, с легкостью обратит свою активность на поз­нание речи с новой для него стороны и, играя, будет произ­водить анализ.   Основная функция речи общение, сообщение, или как принято говорить, коммуникация. Шестилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи — той самой речи, которая достаточно полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуж­даемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны шестилетнему ребенку. Но здесь следует включить множество «если»: если ребенок развивался в культурной языковой среде, если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других; если ребенок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым.Конечно, ребенок использует ситуативную речь, которой поль­зуются все люди. Эта речь уместна в условиях непосред­ственного включения в ситуацию, о которой идет речь. Но учителя интересует прежде всего контекстная речь, именно она — пока­затель культуры человека, показатель уровня развития речи ре­бенка.

Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится описать подробнее ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению. Ситуативный способ речевого общения начинает замещаться кон­текстным. У ребенка с развитой речью мы наблюдаем речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Конечно, даже очень хорошее развитие речи шестилетнего — детская речь. За дальнейшее развитие контекстной речи будет ответственен учитель.

Для культурной речи важно не только как строится конструк­ция предложения, не только ясность излагаемой мысли, но и как обращается ребенок к другому человеку, как произносится сообщение. Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию — выразительность, отражающую эмоциональ­ное состояние.

Так же как нас интересует словарный запас ребенка и его умение строить контекстную речь, так же должно интересовать, как ребенок произносит то, о чем он говорит. Эмоциональ­ная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть «гладкой» и выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо. По тому, как ребенок говорит, как у него развита экспрессивная функция речи, мы можем судить о речевой среде, формирующей его речь.

Сенсорное развитие. Ребенок, посещающий детский сад, не только различает цвета, формы, величину предметов и их поло­жение в пространстве, но может правильно назвать предлага­емые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет.

Очень важно, чтобы ребенок умел установить идентичность предметов тому или иному эталону. Эталоны — это выработан­ные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Так эталонами восприятия (сенсорными эта­лонами) являются: цвета спектра, белый и черный цвет; все­возможные формы; высота звуков; временные промежутки и т. д. Они были созданы в ходе истории человеческой культуры и ис­пользуются людьми в качестве образцов, мерок,, при помощи которых устанавливается соответствие воспринимаемой действи­тельности тому или иному эталону из системы упорядоченных эталонов.

Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то мы можем считать, что он может установить, идентичность (мяч круглый), частичность сходства (яблоко круглое, но не иде­ально, как мяч), несходство (шар и куб).. Основательно осматри­вая, ощупывая или прослушивая, ребенок совершает соотнося­щие действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к систе­мам цветов, форм, звуков—сенсорным эталонам. Сенсорные эта­лоны/позволяют людям правильно ориентироваться в окружающей действительности и понимать друг друга. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высо­ким.

Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение дейст­вительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью, увидеть т, что в них изображено. Рассматривая рисунок, копию картины или саму картину, ребенок шести лет, приученный к изобразительному искусству, уже не воспринимает используемую художником многоцветную палитру как грязь, он уже верит, что мир действительно состоит из бесконечного числа сверкающих красок. Ребенок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение, так как он зна­ет, что один и тот же предмет, расположенный далеко, выгля­дит на рисунке маленьким, а близко—гораздо больше. Поэтому он пристально всматривается, соотносит изображения одних пред­метов с другими. Дети любят рассматривать изображения — ведь это рассказы о жизни, которую они так стремятся постичь.

Развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Любознательность.ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пы­тается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умствен ном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Шестилетний ребенок может инте­ресоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар? Почему в горах не тает снег, когда внизу растаял?

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проис­ходит    через    многочисленное    «зачем?»,    «как?»,    «почему?». Он   вынужден   оперировать   знаниями,   представлять   ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Шести­летний ребенок при возникновении перед ним некоторых задач пытается решить их, реально  примеряясь и пробуя,  но он же может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображе­нии.   Такое  мышление,   в  котором   решение  задачи  происходит в результате внутренних действий с образами,  называется  на­глядно-образным.  Образное мышление основной вид мышле­ния   шестилетнего  ребенка.   Он,   конечно,   может   в   отдельных случаях мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен     к     обучению,     опирающемуся     на     наглядность. Мышление шестилетнего ребенка отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблем­ных ситуаций.  Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем,  вес и др.  Отсутствие систематичности знаний,  недоста­точное   развитие   понятий   приводит   к   тому,   что   в   мышлении ребенка  господствует логика  восприятия.   Так,  ребенку  трудно оценивать   одно   и   то   же   количество   воды,   песка,   пласти­лина и др. как равное (то же самое), когда на его глазах проис­ходит    изменение  их  объема  в зависимости  от формы сосуда или  приданной  им  новой  статичной  формы.   Ребенок  попадает в зависимость от того,  что он видит в каждый новый момент изменения предметов.

Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, на­правленная на обследование окружающего мира, организует его внимание   на   исследуемых   объектах   довольно  долго,   пока   не иссякнет интерес. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продук­тивной   деятельности    (рисовании,    конструировании,    изготов­лении значимых для  него  поделок).  Однако такие результаты сосредоточения   внимания — следствие   интереса   к   тому,   чем занят   ребенок.   Он   же   будет  томиться,   отвлекаться   и   чувст­вовать себя совершенно несчастным, если надо быть вниматель­ным  в той деятельности,  которая ему безразлична  или совсем не нравится.

Ребенку можно помочь  в организации  внимания.   Взрослый может организовать внимание ребенка  при помощи  словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия («Дети! Откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу—вот здесь — нарисуем кружок...» и т. д.). Шестилетний ребенок может и сам планировать свою деятель­ность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен, как должен и в какой последовательности он будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки... Хотя дети шести лет могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобла­дает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и. мало­привлекательной для них деятельности. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элемен­тов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Шестилетние дети, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но при этом их внимание быстро истощается.

Развитие памяти. Дошкольный возраст — возраст интенсив­ного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим познавательным процессом. В самом деле, ребенок в дош­кольном возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека.

Шестилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Ког­да запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он Легко запо­минает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остает­ся более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

Развитие воображения. Шестилетний ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в ко­торых он выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказок. Здесь мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчест­ва: одни дети ориентированы на воссоздание реальной действи­тельности, другие — на создание фантастических образов и си­туаций.

По содержательной направленности детских рисунков мы можем условно    разделить детей на реалистов и    фантазеров.Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей; вторые — свои желания, мечты и грезы. Кроме того, специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и прив­лекающий мир сказки. Черти, водяные, лешие, русалки, колдуны, феи, сказочные принцессы и многие другие персонажи народного творчества наряду с совершенно реальными людьми определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка. Конечно же, содержание рисунков ребенка зависит от того ду­ховного, культурного багажа, который определен уровнем куль­туры семьи и степенью ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумы­вая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные качества сво­их героев. Шестилетний ребенок, если у него хорошо развита речь и воображение, может придумать и рассказать занима­тельный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей им­провизацией" сам и включая в нее других людей. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение, жиз­ненной реальности. Так, мальчик Илюша на протяжении года водил за собой воображаемую собаку Ланку и кормил ее, давал всевозможные команды, выводил на прогулку. Забо­тился, чтобы домашние не прищемили его собаке лапу или хвост. Вдруг плакал, когда дедушка наступал неосторожно собаке на лапу. Родные совсем уж взволновались по поводу психического состояния Илюши... но Ланка вдруг перестала быть предметом внимания Ильи — он переключился на чтение, и собака ушла в прошлое.

Неустанная работа воображения — это важнейший путь поз­нания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

 


 

Категория: Статьи | Добавил: Сметанникова (23.10.2010)
Просмотров: 4432 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Кто вы?
Всего ответов: 81
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Объявлениесдам сниму однокомнутную квартиру в санкт-петербурге в кировском районе, Доска бесплатных объявлений ифнс, Бесплатные объявления о работе по красноярску, Разместить объявление о ремонте холодильника, Газета бесплатных объявлений из рук в руки места распространения екатеринбург, Частные объявления г нижний-новгород из рук в руки, Образец постановление об объявлении в розыск, Работа расклейка объявлений и раздача листовок в спб, Бесплатные курсовые на тему объявление гражданина умершим, Доски объявлений косметика index html, Объявления о сдачи коттеджей на новогоднюю ночь только в уфе, Авто бесплатные объявления, Газета кому? что? .частные объявления, Объявления котята с фотосанкт-петербург в дар, Подать объявление о продаже животных, Бесплатная доска объявлений донецк, Объявления в ульяновске о продаже собак, Объявления о продаже пневматического оружия, Газета объявлений сегежа, Частные объявления куплю земельный участок в московской области, Дать объявление совместимы, Продaю квaртиру видное объявления, Санкт-петербург бесплатные объявления лпубликовать, Разместить объявление моя реклама тула, Объявления продам нержавейку
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz