ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК КАК ЛИЧНОСТЬ
О шестилетнем ребенке мы
можем говорить как о личности, так как он способен давать себе отчет о своем
поведении, о степени соответствия своего поступка нормам. У шестилетнего
ребенка уже есть критерии, по которым он может оценивать себя самого.
Личность ребенка развивается в зависимости от социальных условий,
а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная
ситуация и какой личностный смысл приобретают нравственные и другие ценности. В
психологии принято социальные условия называть внешним фактором места.
Внутреннюю позицию ребенка по отношению к внешнему 18
миру, к воздействиям окружающих его людей принято называть
внутренним фактором места. Для развития личности имеют значение оба фактора.
При этом надо знать, что одни и те же условия воздействия на разных детей могут
породить у них многообразные формы поведения и привести к различным личностным
проявлениям. Чтобы добиться одинаково хорошего результата, к каждому
ребенку следует искать особый индивидуальный подход.
МОТИВЫ
ПОВЕДЕНИЯ
Мотивом называют то,
что побуждает к
поступку, к деятельности. Это
могут быть потребности
и интересы, влечения и эмоции ребенка. Ребенок уже имеет
представление о деятельности
взрослых. Они — сильные, умные,
все могут. Взрослые предстают перед ребенком как некий
идеал его будущих возможностей. Отношением
ко взрослому опосредованы многие поступки детей.
Подростки вызывают у
шестилетних особое отношение —
восхищение их ловкостью, смелостью, самостоятельностью. Шестилетний ребенок
подростка относит, как и себя, к детям.
С большой нежностью
малыш смотрит на подростка,
видя в
нем свое, если
не ближайшее, то
вполне возможное будущее. Огромное значение для
развития личности ребенка имеют мотивы установления и сохранения
положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее
отношение со стороны окружающих нужно ребенку. Потребность в положительных
эмоциях — первейшая человеческая потребность. Поэтому желание заслужить
одобрение, ласку взрослых и симпатию
детей является одним
из основных мотивов
поведения.
Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми
организует поведение ребенка: он начинает считаться с их мнениями
и оценками, старается выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
Стремление к положительным взаимоотношениям со сверстниками также
определяет характер поведения ребенка. Если речь идет о детях, к которым
шестилетний ребенок привык и с которыми у него уже установились
дружеские отношения, то здесь он может проявлять самостоятельность в
суждениях и поступках. Шестилетний ребенок во взаимоотношениях со знакомыми
сверстниками уже может противостоять сверстникам, если они предлагают ему
сказать или совершить что-нибудь такое, что противоречит его знаниям о нормах
поведения.
Относясь ко взрослым и старшим детям как к образцу, шестилетний
ребенок в то же самое время притязает на признание со стороны этих взрослых
и подростков. Благодаря притязанию на признание, он выполняет нормативы
поведения — старается правильно вести себя, он стремится к знаниям, потому что
его хорошее поведение и знания становятся предметом гордости старших. В то же
самое время, если старшие выражают свои ожидания, уводящие шестилетнего
ребенка от нормативности нашей жизни, то он, даже зная правила поведения,
может сделать то, что он сам оценивает как плохое. Шестилетний ребенок не
может противостоять взрослому, от которого он ждет признания.
Стремление к
самоутверждению стимулирует ребенка к
нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинства.
Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или
затрудняется выполнять то, что от него ожидают, может стать причиной его
безудержных капризов. Неправильное поведение взрослого по отношению к ребенку —
пренебрежение, невнимание и т. д.— провоцирует детские капризы. Каприз —
необоснованные своевольные выходки — у ребенка часто выступает как
средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми, раздражающими
их формами поведения. Капризными, как правило, бывают или чрезмерно
избалованные своими родителями дети, или дети, на которых мало обращают
внимания, или, наконец, ослабленные, безынициативные дети, которые
отстали от сверстников. Во всех случаях дети не могут удовлетворить стремление
к самоутверждению другими путями.
Во взаимоотношениях со
сверстниками стремление к самоутверждению находит свое выражение в игровых и
реальных отношениях. В игре ребенок стремится к главной или интересной роли.
Шестилетний ребенок хорошо рефлексирует — чувствует и понимает возможное
поведение сверстников. Поэтому, если среди претендентов на лучшую роль есть
более достойный или сильный, то другие скрывают свои притязания. Если они
считают, что могут успешно претендовать, то ведут себя открыто: «Я буду
главным».
Мотивы установления положительных отношений со взрослыми и детьми,
а также мотивы самоутверждения и притязания на признание ложатся в основу
соревновательных мотивов. Шестилетние дети постоянно свои достижения
сравнивают друг с другом. Для них важно «Кто ловчее?», «Кто быстрее?», «Кто
первый?» и т. п. Один мальчик лучше кидает камни. Другой — отличается большей
ловкостью. Третий — так рассказывает сказки, что все заслушиваются. Одна
девочка лучше всех поет. Другая — самая красивая. Третья — самая умная и т. д.
Но это еще не все. Когда есть «самый-самый», другие хотят взять реванш — они
вступают в борьбу с целью взять верх над победителем. Соревновательный мотив
дает ребенку острые эмоциональные переживания: в случае промахов и неудач он
расстраивается до слез, для компенсации неуспеха хвастает чем-либо или бьет
успешного; в случае успеха ликует и снова хвастает. Соревновательный мотив
стимулирует ребенка к совершенствованию своих способностей и умений и в то
же самое время создает у него состояние тревожности. Внутренняя жизнь ребенка
полна напряжения.
Нравственные мотивы, стремление вести себя по правилам, принятым
людьми, определяют развитие личности ребенка шестилетнего возраста.
В непосредственном поведении ребенка шестилетнего возраста мы
можем наблюдать, как он мучается, раздираемый противоречиями. Он может
стремиться к тому, что он хочет, и в то же самое время останавливаться, потому
что надо делать в данный момент совсем иное. Он уже психологически вошел в
понимание необходимости выбора.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в
развитии личности ребенка. В сознании пятилетнего
ребенка уже возникает иерархия мотивов, он уже понимает и может правильно
судить о том, как бы следовало поступить. Конечно же, после того как ребенок
научился соподчинять один мотив другому, научился подавлять свои шаловливые
или корыстные порывы ради правильного поступка, он не обязательно во всех
случаях будет руководствоваться одними только хорошими мотивами. Такого не
бывает и у взрослых. В поведении любого человека можно обнаружить множество
разнообразных мотивов, не всегда украшающих человека. Но сопод- в систему и
главные мотивы начинав. /Л^...
появляется важнейшее образование — иерархия мотивов. Шестилетний
ребенок может отказаться от привлекательной игры ради того, чтобы помочь
старшим, сверстникам или малышам. При этом он будет испытывать удовлетворение.
И наоборот, если он потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то
это не удастся компенсировать сладостями, развлечениями и прочими
удовольствиями.
ЧУВСТВА
И ВОЛЯ
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют
над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Шестилетний ребенок
полон экспрессии — его чувства быстро и ярко вспыхивают. Он, конечно, уже умеет
быть сдержанным и может
скрыть страх, агрессию
и слезы. Но
это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный
и важный источник
переживаний ребенка — его
взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Потребность в
положительных эмоциях со
стороны других людей определяет
поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства:
любовь, ревность, сочувствие,
зависть и др.
Когда близкие взрослые
любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно
внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство
уверенности, защищенности. В этих условиях
развивается жизнерадостный,
активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие
способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него
положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам.
Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям,
сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую
личность.
Притязая на любовь близких и других значимых людей, ребенок очень
быстро начинает понимать, что эти нежно любимые им люди отдают свое внимание и
привязанность не только ему. Его начинают одолевать мучительные сомнения в
отношении к нему, появляется подозрение в привязанности к другому, в большей
любви к кому-то другому. Ребенок ревнует к старшим братьям и сестрам, к малышу,
к своим сверстникам, которым оказывается в данный момент больше внимания.
Ревность — мучительное чувство, которое отравляет отдельные
моменты жизни шестилетнего ребенка. Но бурно переживаемая ревность, быстро и
ярко вспыхнув, столь же быстро угасает. Если взрослые специально для
собственной потехи не разжигают
ревность ребенка, он учится сдерживать себя и умеет скрыват*
ожегшую на миг ревность.
Ребенок приобщается через
взрослых ко всему диапазону чувств человека. Именно
благодаря взрослым он учится освобождаться от безотчетной эгоистической любви
и связанной с этим ревностью. Желая получить от близких эмоциональное
одобрение, он учится прислушиваться, присматриваться к чувствам и состояниям
других людей. Когда ребенку говорят: «Ты посмотри, как дедушке плохо, а ты
кричишь. Нельзя ли потише? А если бы у тебя болела голова,
а мы все
кричали?!», он начинает
обращать внимание на состояние другого. Если его доброжелательно учат
видеть состояние других людей и выражают благодарность за внимание, он
учится сочувствию.
Сочувствие — важнейшая человеческая
нравственная способность, за которой стоит расположение к другому, симпатия к
нему, любовь наконец. Сочувствие подразумевает духовную связь сочувствующего с
другим человеком. Понятие сочувствие имеет двойной смысл: во-первых, это
отзывчивое, участливое отношение к чужому горю (согоре), переживаниям, сострадание;
во-вторых, это благожелательное отношение к другому, поддержка его и даже сорадость.
Шестилетний ребенок способен понимать, как ценится способность к
сочувствию среди людей. Он может сам искренне сочувствовать другому, если его
правильно настроят на это. Тогда он поможет, пожалеет, поплачет с тем, кому
плохо. Но он в другой ситуации будет веселиться над подскользнувшимся и
упавшим человеком, потому что ему показалось происшедшее очень смешным. Он
может подобрать котенка и искренне жалеть его, но он же может совершить и злое
озорство. Он может сорадоваться успеху другого, но он же может и позавидовать
успешному. Важно, что он уже сам знает цену сочувствию, обращенному к нему
самому, и благодарности к нему за его сочувствие. Через себя, свои переживания,
свою потребность в любви и сочувствии ребенок учится сочувствию к
другим.
Ребенок может испытывать к другому, особенно к сверстнику, скорее
чувство ненависти за его преимущество перед ним. Такое чувство есть зависть.
Зависть возникает в ситуациях, когда двое или несколько
детей начинают притязать
на признание, начинают
соперничать и стараться
опередить в чем-то
друг друга. Зависть — по своей природе сложное, тяжелое чувство, которое
не влечет за собой добрых чувств: любви и сочувствия. Зависть разъедает
душу ребенка и
толкает его на
дурные поступки. У шестилетних зависть может возникнуть при распределении
ролей в игре, в соревновательных ситуациях, в ситуациях, когда кому-то
одному из группы
детей уделяется большее внимание.
Если оценивать
особенности чувств шестилетнего,
то надо сказать, что в этом
возрасте ребенок еще не защищен от всего многообразия переживаний,
которые у него непосредственно возникают в повседневном общении со взрослыми и
сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания
любви и нежности, отчаянной ревности, трогательного согоря и возвышенной
сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и
полного отчуждения. Шестилетний ребенок — пленник эмоций. По каждому поводу,
который подбрасывает жизнь,— переживания. Эмоции формируют личность ребенка.
Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать,
перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или
девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от
своих собственных чувств.
При всей подвижности чувств шестилетнего ребенка характеризует
увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка.
Ребенок уже знает о том, какие чувства достойны, а какие постыдны. Поэтому он с
удовольствием проявляет свою любовь, нежность и скрывает ревность и зависть.
Знание возможной оценки со стороны окружающих его состава переживаний
становится регулятором чувств ребенка. Он уже ориентируется не только на оценку
со стороны людей, но и на потребность быть добрым, уметь сочувствовать.
В то же самое время способность к рефлексии может привести не к
развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого
своеобразных дивидендов — восхищения и похвалы окружающих. Так,
шестилетний Илюша при большом стечении народа демонстративно принимался
целовать руку своей бабушки, чтобы польстить ей, получить ее заверения в любви
и чтобы все вокруг сказали: «Ах! Какой хороший мальчик. Как он любит свою
бабушку!».
Шесть лет — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя
среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при
выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание
необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим
совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Не
следует думать, что шестилетний ребенок наивен, неопытен, непосредственен. Да,
у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял
определенную позицию по отношению к нам, взрослым, к пониманию того, как надо
жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это
прежде всего результат влияния взрослых, его воспитывающих.
Шестилетний ребенок уже может сознательно управлять своим
поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться
достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко
отвлекается от своих намерений на любое, привлекательное для него
обстоятельство. Развитие воли ребенка
определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и
второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребенка, когда
он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию
побуждений, связанных с менее значимыми мотивами. В развитии воли шестилетнего
ребенка можно выделить три взаимосвязанные стороны: это, во-первых, развитие
целенаправленности, во-вторых, установление отношений между целью
действий и их
мотивов и, в-третьих,
усиление регулирующей роли речи.
Выполнение целенаправленных действий находится у шестилетнего
ребенка в зависимости от многих обстоятельств: от трудности задания и
длительности его выполнения, от успеха или неудачи при выполнении задания, от
меры участия взрослого в организации самой цели. Очень большое задание
действует подавляюще на психику ребенка, он пасует перед объемом деятельности и
быстро сдает свои позиции. Расчленение задания на ряд последовательных этапов,
напоминание о способах достижения цели по ходу выполнения задания не только
помогают ребенку организовать свои действия, но и повышают общую
целенаправленность действий, формируют умение выполнять их самостоятельно и
последовательно.
Важное значение для формирования целенаправленности действий
имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Часто неудача в достижении цели
лишает ребенка стимула; если же дела идут успешно, то ребенок стремится
довести работу до конца. Некоторые шестилетние дети уже могут
противоборствовать возникающим трудностям, пытаются во что бы то ни стало
преодолеть эти трудности, упорно отказываются сдать свои позиции.
Как уже говорилось выше, шестилетний ребенок может подчинить свое
поведение наиболее значимому мотиву. Однако если деятельность сравнительно
сложна и длительна, то ребенок помнит о мотиве и подчиняет ему свои действия
только в присутствии взрослого, который дал задание и организует его
выполнение. Если взрослый выйдет из комнаты, дети будут отвлекаться или вовсе
перестанут делать свою работу. Взрослый — организатор мотивации ребенка,
определяющей его целенаправленность.
Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых
сталкиваются противоположные мотивы. Самые трудные для ребенка ситуации, в
которых происходит, с одной стороны, столкновение нравственных норм и правил
поведения, с другой — ситуативных желаний. Мотивы «хочу» и «надо» вступают в
противоборство, и совсем не всякий раз побеждает нравственный мотив. В этом
случае, чтобы сохранить положительные отношения со взрослым, ребенок нередко
изобретает ложь. Он всячески старается показать, что он делал как надо: «Я не
30 брал...», «Я не
трогал...», в то время как на самом деле брал, трогал и т. , Д. Там,
где ребенку не хватило воли для следования более высокому мотиву, там же ему
не хватает воли, чтобы удержаться и не сочинить «спасительную» ложь. Такой
клубок поступков, не делающих ребенку чести, может легко им осознаваться, если
взрослый наблюдает ребенка, понимает мотивы, которые им движут, и умно
помогает ребенку разобраться
в себе.
Возможности разумного выбора решения у шестилетнего ребенка уже
имеются. Он может руководствоваться не более интересным в данный момент, а
более важным, значимым мотивом. Ему для этого нужна поддержка со стороны
взрослого. И не обязательно в данный момент, но и потом, когда он поделится
своими победами над самим собой. Возможность поддержки приводит к развитию
самообладания, умения сравнивать ситуативные желания, чувства и их проявления;
возможность поддержки
укрепляет волю ребенка.
Как известно, речевые указания взрослых регулируют поведение
ребенка. Шестилетний ребенок приобретает умение выполнять сравнительно сложные
речевые инструкции взрослых. Он в достаточной мере овладевает умением словесно
направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те
формы управления поведением, которые раньше к нему применяли только
взрослые.
Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он
намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при возникновении
разноречивых мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действия, и
приказывает себе добиваться достижения цели.
Итак, к концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой
в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность. Он
знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом; имеет
некоторое представление о материках и других странах. Он отдает себе отчет в
том, какое место среди людей занимает (он — дошкольник) и какое место ему
предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним
словом, он находит себе место в пространстве и во - времени. Он уже
ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее
своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить
отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет
подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже
понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста
уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка
выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу
дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к
учению в школе.
Один из важнейших итогов психического
|