ПЕРВЫЕ ДНИ В ШКОЛЕ
1 сентября у порога в школу — ребенок-дошкольник. В тот же день,
когда он выйдет из школы, он выйдет из нее школьником. Это чрезвычайное по
значимости событие в
жизни ребенка.
Ожидания начала школьных занятий — это и радость, и большая
тревога. Чем ближе тот самый день, тем больше эмоциональная напряженность
ребенка. Накануне мальчики и девочки рассматривают содержимое своих ранцев,
примеряют форму, волнуются. Одни дети плохо спят — просыпаются, боясь опоздать
на самый первый в жизни школьный урок, другие — спят не просыпаясь, но видят
тревожные сны. Ночь с 31 августа на 1 сентября — напряженная, трудная ночь для
шестилетних девочек и мальчиков.
Наступает утро 1 сентября. Мамы и папы, бабушки и дедушки
провожают своих малышей в школу. Малыши с нетерпением ждут той минуты, когда
можно будет войти в двери школы.
УСЛОВИЯ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Шестилетний ребенок — маленький ребенок. Он еще многого не может,
если его сравнивать со старшими. Но он уже многое может, и очень важно знать,
что он может и каковы возможности его психики, его личности.
СМЕНА УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ШЕСТИЛЕТНИХ
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка,
независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место
ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и
малым числом общественных обязанностей он переходит в совсем иной мир.
Поступление в школу — это переход к новому образу жизни и условиям
деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям
со взрослыми и сверстниками; меняется фактор места, то есть социальные условия,
определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто
переходит из детского сада в школу, но в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью.. За
результаты своего учения ребенок несет ответственность перед учителем, школой,
своей семьей. Он должен учиться. Теперь он подчинен системе строгих, одинаковых
для всех школьников правил.
Первоначальное вхождение ребенка в новые условия школьной жизни
подготовлено психологически. Дети с радостью идут в школу, ожидая здесь новой
жизни и понимая, что их положение меняется — они стали старше, они теперь не
дошкольники, а школьники. Позиция школьника субъективно важна для ребенка тем,
что она меняет его самооценку — он школьник. Изменение позиции
поможет ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения
в классе, распорядка дня, норм отношений с одноклассниками. Эти требования ребенок
воспринимает как неизбежные. Он старается как можно скорее разобраться в правилах
поведения, они глубоко интересуют его. Это первое, чем начинает овладевать
шестилетний ребенок в школе.
В первые дни ребенок еще не представляет, какие предметы заполнят
его учебное расписание. Даже если он не раз и не два услышит от учителя и дома
о том, что он будет изучать в первом классе, ему трудно осмыслить значение этих
предметов и поэтому трудно запомнить.
Но он уже пришел в школу. Он весь в готовности учиться. И мы
должны воспользоваться этой готовностью. Очень многое теперь зависит от
учителя.
Между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений.
Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка.
Он — посредник знаний, в функции которого входит передача достижений
культуры, опыта человечества ребенку. Кроме того, учитель является реальным
носителем общественных требований к ребенку: его нравственности, чувствам, воле,
ко всей его личности.
Учитель для первоклассника — совсем особенный человек, он первый
учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни
ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как
преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит
школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать
достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в
самом высоком значении этого слова — наставником с высоким авторитетом для
ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определять его
будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для
подражания, образцом для поступка ребенка.
Взаимоотношения между сверстниками теперь тоже существенно
отличаются от тех, которые складывались в группе детского сада. Главным
мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится
оценка учителем его поведения и успехов в учебе. Совместное участие в обязательной деятельности в
то же самое время порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей
ответственности. Здесь по-новому начинают развиваться способности к
сотрудничеству, товарищество. Здесь обязательно возникнут отношения
соревнования и появятся связанные с этим переживания и поступки. Именно
в школе произойдет многое, что может пройти незамеченным для учителя, но определит
психическое состояние ребенка. Бывшие лидеры из дошкольного детства могут
занять низкое статусное положение в классе, бывшие непринимаемые тихони
и неумехи могут стать любимыми и уважаемыми. В первые дни все дети переполнены
радостью начала новой жизни. Они верят, что они хотят учиться. Они хотят
признания как ученики. Они жаждут оценки их знаний. Но ...
стоп. Здесь бег ожиданий
ребенка обязательно следует
затормозить.
Ребенок, как мы уже знаем, стремится утвердить себя среди других
детей. Раньше он это делал в игре. Теперь он начал учиться. Задача учителя
первого класса в том и состоит, чтобы научить каждого ребенка учиться — учить
себя. И это нужно делать без отметки, потому что отметка для
ребенка — знак, который определит его место среди сверстников: поднимет его
престиж или отбросит в число последних, худших. Шестилетний школьник еще не
обладает тем запасом психической прочности, который помог бы ему выдержать все
психические нагрузки, связанные с ученьем, оценкой его успехов и однозначной
четкой
отметкой.
По своему содержанию и по организации основная, ведущая
деятельность школьника — учебная деятельность. Она отличается от игровой
деятельности дошкольника. Усвоение знаний — основная цель, которая
выступает в чистом виде. В современных условиях усвоение знаний не должно быть
единственной целью. Ребенок должен быть еще и правильно воспитан. Это
вторая по счету, но не по значению, цель учебной деятельности.
Основная форма организации учебной работы школьников — урок, на
котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за
указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним
делом. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют
высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам,
знаниям и умениям.
Школьник должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее
общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни.
Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы,
достаточно широкий
умственный кругозор.
Совершенно необходим школьнику тот комплекс качеств, который
образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла
учебных задач, их
отличия от практических, осознание способо!
выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки. Большое значение
имеет развитие волевых качеств ребенка, бе;
чего он не сможет сознательно регулировать
свое поведение,
подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на
уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и
умственная деятельность ребенка — его внимание, память, мышление. Ребенку
необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной
учителем задачи.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНЕГО
РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ
Организм ребенка шестилетнего возраста интенсивно развивается.
Все физиологические системы (сердечно-сосудистая, дыхательная,
опорно-двигательная и др.) находятся в зависимости от условий этого развития.
Поэтому шестилетний ребенок нуждается в организованном щадящем режиме, индивидуальном
подходе, регулярном наблюдении медицинского персонала.
Двигательный режим ребенка из относительно свободного меняется на
обусловленный строгими правилами поведения. Теперь в школе ребенок несет
большую физическую нагрузку. Он должен сидеть неподвижно в определенной,
обусловленной правилами позе. Статическая нагрузка противоречит физическому
развитию — в этот период ребенок интенсивно растет, его позвоночник очень
чувствителен. Для правильного физического развития ребенку следует
предоставлять условия к облегчающим его напряжение свободным движениям.
К шести годам организм ребенка хотя и обладает большой
пластичностью благодаря интенсивному физическому созреванию, но по той же
причине он легко травмируется. В определенных условиях ребенок
становится физически активным, а иные условия утомляют его и резко снижают эту
активность.
В то же время само созревание у всех детей имеет большие
индивидуальные различия. В СССР были проведены специальные исследования
морфофункционального созревания основных физиологических систем организма
детей шестилетнего возраста1. Выявлялись критерии готовности
организма к обучению ребенка в школе.
Гигиенистами был введен специальный термин школьная зрелость как
готовность организма ребенка к систематическому обучению. Определенный уровень
морфологического и функционального развития обеспечивает возможность обучения.
Для установ ления этого уровня
школьной зрелости существуют специальные критерии. Но для учителя все дети его
класса, выдерживающие школьный режим и чрезмерно утомляющиеся от уроков
(незрелые), находятся на его попечении и зависят от его любви и внимательности.
Для того, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к школе, следует знать
особенности работоспособности шестилетних во временных циклах года.
Приведем дневную, недельную и годовую динамику работоспособности.
Работоспособность в течение учебного
дня.
У шестилетних детей работоспособность невелика. Первый урок самый
продуктивный, хотя и в это время работоспособность неустойчива. На
последующих уроках продуктивность и качество работоспособности
снижаются. Однако рациональная организация учебного дня поддерживает ребенка в тонусе.
Для шестилетних детей продолжительность урока должна составлять не
более 35 минут. Хорошо продуманное расписание включает динамические упражнения
и танцы под музыку на уроках, когда каждому ребенку предоставляется
возможность освободиться от статического напряжения. Кроме того, должны быть
введены в расписание уроков подвижные игры и развлечения на чистом воздухе.
Работоспособность в течение учебной недели.
Самые продуктивные для учебной деятельности детей дни недели —
вторник и среда; день наиболее низкой работоспособности — пятница.
Расхождения между работоспособностью шестилетних и семилетних
детей более выражены в первом полугодии и менее — во втором. Исследования
многих учебных лет показывают, что в условиях рационального режима
учебных занятий шестилетних детей их умственная работоспособность к концу
учебного года сравнивается с таковой у семилетних.
Работоспособность в течение учебного
года.
Здоровые шестилетние дети, готовые к обучению в школе, привыкают к
школьному режиму и дают продуктивные показатели работоспособности начиная с 4—6
недель. Однако у многих этот период продолжается до 8—9 недель, то есть до
конца первой четверти учебного года.
Надо отметить, что качественные .показатели умственной работоспособности
детей, не готовых к обучению в школе, на протяжении примерно первого полугодия
(с сентября по декабрь) значительно ниже, чем у остальных детей, Поэтому
учитель по возможности должен
учитывать неспособность этих детей рабо тать с таким же напряжением, как другие
дети.
Особенностью всех детей
шестилетнего возраста являете? достаточно быстрая утомляемость в
условиях одной и той же деятельности. Субъективно это состояние переживается
потерей интереса к выполнению задания, появлением отрицательных эмоций и
стремлением назамедлительно переменить занятие. Если учитель недостаточно
хорошо чувствует своих детей и не дает им
возможности разрядиться, то
дети сами бессознательно ищут способ переключить свое
внимание от задания к развлечению.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Итогом развития ребенка
в дошкольном детстве являются
предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить
к систематической учебе. К таким предпосылкам относится прежде всего желание
стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание
появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно
связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как
не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем
способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает
игру, и положение
школьника выступает для него как
ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все
относятся с уважением.
Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах
детского сада, показали,
что дети, за
редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в
детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть
ссылается именно на учебу как
на привлекательную сторону
школы.
Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для
дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной
жизни: сидение за партами, звонки, перемена, отметки, владение портфелем,
пеналом и т. п. Интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание
учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка
изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности к школе — достаточный
уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается
различным, но типичной чертой, отличающей шестилетних детей, является
соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим
поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в I класс, включиться в
общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и
учителем. Что касается
произвольности познавательной деятельности, то она хотя и начинает
формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще
не достигает поллого развития: ребенку трудно длительное время сохранять
устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и
т. п. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится
так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают
постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития
включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс,
необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и их
свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других
сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.
е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько
их качество — степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в
дошкольном детстве представлений.
Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые
возможности для усвоения обобщенных знаний, и при хорошо организованном
обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные
закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие
представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет
ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в
итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами
явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять,
отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного
руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой
областью, усвоение систем научных понятий — дело будущего.
Особое место в психологической готовности к школе занимает
овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися
к собственно школьным,— грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой
специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого
начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной
составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем
значительная часть детей, поступающих в I
класс, умеет читать, а счетом в той или иной
мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в
дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения.
Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о
звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.
|