Активные формы, методы и приёмы работы с родителями.
Монахова А.Ю. Психология и семья: активные методы
взаимодействия/ Художник А.А.Селиванов. – Ярославл: Академия развития: Академия
Холдинг, 2004. – 160 с., ил. – (Практическая психология в школе).
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Практическая работа психолога с родителями реализуется через
коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия. К коллективным
формам относятся: работа с родителями в группе, в парах, родительское собрание,
родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические консультации и
т. д. К индивидуальным формам относятся индивидуальное консультирование,
беседа, инструктаж и др. Они описаны в книге Н. В. Клюевой «Психолог и семья
диагностика, консультирование, тренинг».
ГРУППОВАЯ РАБОТА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Групповая работа в образов а тельном учреждении используется
при проведении заседаний "методических объединений, на психологических
семинарах, при работе творческих (проектных) групп, на педагогических советах.
при организации различного рода деловых совещаний, для организации обучения и
обмена опытом, в работе с родителями. Первоначально групповая работа входила
составной частью в методики социально-психологического тренинга, коллективных
методов принятия решения и генерирования идей. Большинство школ ГРУПП9ВОЙ
работы возникли в русле основных направлений мировой психологической науки -
психоанализа, бихевиоризма, гештальт- психологии, гуманистической психологии.
Многие современные формы работы являются модификациями зарубежных моделей. Групповое
движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет,
особенно в 90-е годы, специалистами в области управленческого консультирования,
социально-психологического тренинга. Метод групповой работы определяют как
совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением
определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения
и устанавливают нормы взаимодействия (А. я. Лейманн). Проблемы групповой психологии
- проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений - принадлежат к наиболее
интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО ПОТЕНЦИАЛА РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ
ГРУППЫ
1. «Реверсированная мозговая атака», или «разнос»,
отличается тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявлять
максимальную критичность, придирчиво указывая на все недочеты и узкие места
процесса, системы, решения, идей. Этим обеспечивается подготовка к выдвижению
идей, направленных на преодоление недостатков.
2. «Список прилагательных и определении». Список
прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики
объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
Например: родителям задается вопрос: Каким вы хотели бы
видеть класс, в котором учится ваш ребенок? ».
А. Родители предлагают качества, характеристики или
описания, соответствующие их представляющими об идеальном классе (дружный,
сплоченный, не допускающий оскорблений, оказывающий друг другу поддержку и т.
д.).
Б. Группа родителей рассматривает каждое прилагательное в
отдельности и решает, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую
характеристику.
3. «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий
проблему или ее существенный момент (например', что мешает установлению доверия
в классе, педагог для нашего класса, агрессия и т. д.), затем по ассоциации - другой
символ и т. д., пока не придет подходящая идея решения. Рисунок можно заменить символической
скульптурой: родителям предлагается «вылепить» «родительское собрание сегодня завтра».
После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.
4. «Коллективная запись».
Каждый из участников получает « записную книжку, где
сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для
ее решения (например, как заинтересовать ребенка чтением; как сохранить любовь
и не потерять уважение своих детей и т. д.). Участники независимо друг от друга
заносят в «блокнот» свои соображения, определяют наиболее важные· для них.
Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа проводит
дискуссию, при этом можно использовать ~ мозговой штурм » .
5. «Запись па листе». Сущность приема состоит в том, что
при обсуждении какой-либо проблемы, во время лекции каждый из родителей
получает листы бумаги для заметок. Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать
возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Вводится
запрет на критику. Проблему необходимо формулировать как можно более конкретно:
как успокоить ребенка, если он расстроен, должны ли девочки иметь особые
привилегии и др.
6. «Большая мечта». Предлагается свободно помечтать,
затем думать, читать, изучать все, что имеет отношение к этой мечте или к
какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту (семья
будущего, идеальный отдых всей семьей, жизнь класса через год, пять лет,
перспективы и т. д.).
РАБОТА В ПАРАХ
Организация взаимодействия в парах (диадах) может
эффективно использоваться в групповой работе, на родительском собрании,
тренинге и т. д.
Диада - хрупкая группа, поскольку ее устойчивость
напрямую связана с положительными эмоциональными отношениями между партнерами,
любой конфликт, возникающий между членами диады, неизбежно приобретает характер
межличностного конфликта.
В диаде складываются условия для более глубокой
эмоциональной удовлетворенности, чем в
любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада)
существенно влияет на весь процесс взаимодействия.
Третий член группы может выполнять одну из следующих
ролей:
-частного посредника;
-оппортуниста;
- тактика;
-манипулятора.
У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с
индивидуальной формой работы: появляется возможность получить обратную связь и
поддержку;
-в паре участники могут легче идентифицировать себя с
другими (идентификация Способ понимания другого человека через осознанное или
бессознательное уподобление его самому себе);
-способствует развитию эмпатии (эмпатия - понимание
другого человека на уровне чувств и эмоционального отношения, является основой
для такого человеческого явления, как дружба);
взаимодействие в паре создает напряжение, которое
помогает проявиться личности; работа в парах облегчает процессы самораскрытия,
самоисследования и самопознания.
Организация работы с родителями в диаде обеспечивает
интенсивное знакомство с поставленной темой, проблемой.
Работу в парах можно организовать по принципу «Инфо-карусели".
Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы (мой ребенок и его
друзья; праздники в семье, какие они, зачем они ребенку; что и как читает
ребенок) и формулируют вопросы: как мы отмечаем дни
рождения, как помогаем ребенку учить дома уроки т. д.
Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят
по кругу и образуют следующую пару.
Задача родителей - собрать как можно больше информации по
теме.
В качестве объекта обсуждения могут выступать не только
специально оформленные вопросы, но и случай из жизни.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ
1. Назовите пять прилагательных, которые описывают ваши
отношения с ребенком.
2. Какова ваша реакция, если ребенку причинили боль?
3. Помните ли вы, когда ваш ребенок оставался надолго
совсем один?
4. Чувствовал ли ваш ребенок когда-либо отвержение со
стороны любого из родителей?
5. Насколько эмоционально близкими друг к другу чувствуют
себя члены вашей семьи?
6. Насколько активно участвуете вы в жизни друг друга?
7. Проводите ли вы время вместе, когда это воз. можно,
или предпочитаете заниматься СВОИМIi делами?
8. Знаете ли вы друзей своего ребенка?
9. Есть ли у вас общие интересы?
1 О. Как вы проводите праздники и дни рождения?
11. Что обычно происходит в семье вечером или в
выходные?
12. Рады ли вы встречам друг с другом?
13. Как проходит обсуждение разногласий в семье?
14. Выполняют ли члены семьи определенные задачи или роли
в семье строго не определены?
15. Часто ли ваша семья кажется дезорганизованной?
После обсуждения в парах рекомендуется обобщить
результаты работы, провести обсуждение или дискуссию. Такая работа часто
проясняет проблему родителей, и в дальнейшем они приходят на консультацию к
психологу.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Родительское собрание - это группа людей, объединенная
для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания
своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное -
своим детям. Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как
позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных
проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом
воспитания и Т.д. Среди многих форм работы с родителями (организация дней
«открытых дверей, различные формы участия родителей в делах школы и т. д.)
ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское
собрание.
Как правило, родительское собрание состоит из 2 частей:
1) общей части (беседа, разбор конкретной ситуации,
планирование, дискуссия и т. д.);
2) индивидуальной части, растянутой по времени
(индивидуальная консультация нескольких родителей по вопросам, интересующим
их).
Итак, родительское собрание... Попытаемся. Вспомнись те
собрания, в которых вы приняли Участие в качестве родителя, эксперта, ведущего.
На первые парты садятся родители благополучных детей, отличников и активно
слушают всё, что говорит психолог или учитель. На последние парты пробираются
родители двоечников или детей, неблагополучных с точки зрения школы. Они со
страхом ждут, что скажут о его ребенке, или ведут себя
вызывающе-демонстративно, защищаясь от выпадов учителя. Замечание воспринимается
остро и болезненно, даже если оно выдается в общем виде. Неумелая гласность
приводит к разрушению взаимоотношений, даже если родитель понимает
справедливость сделанного замечания. Опытные учителя знают, чего нужно взять за
правило публично похвалить ученика хотя бы за крохотный успех, а неприятные
известия перенести в область индивидуальных бесед (без свидетелей).
Многие привыкли думать, что человек ходит па родительское
собрание, чтобы уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неорганизованности
и возвращаться домой как «выжатый лимон». Чтобы изменить подобный стереотип,
надо создать другие условия.
Родительское собрание не должно только констатировать
неудачи детей в учебе, обсуждать личность учащихся, предъявлять к ним претензии
(особенно к детям). Необходимо попытаться превратить родительское собрание из
скучного, обязательного занятия в хорошую традицию, в занятия по « реализации'
потребностей » родителей в доверии и понимании, принятии и уважении,
безопасности и т. Д.
КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО
СОБРАНИЯ
Родительское собрание будет эффективным, если:
• ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные,
так и эмоциональные. Значимость первых очевидна, а в отношении эмоциональных
существует некоторая недооценка. Приходить на родительское собрание с удовольствием
- это не так мало.
• Удовлетворять принципам:
активности (следовать желаниям родителей); оптимальности
(выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного
принятия решения); значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны
быть актуальны и принимаемы изнутри); результативности; сотрудничества (помощь
друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что
проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).
• Проводить только те собрания, необходимость которых
очевидна.
• Заранее сообщать тему родителям, проводить всю
техническую подготовительную работу.
• Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.
• Организовывать обмен мнениями и идеями.
• Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к
компромиссу.
• Проводить рефлексию.
Необходимо обратить внимание на важность безоценочных
суждений психолога, соблюдение норм профессиональной этики (объективность,
беспристрастность, определенность и т. д.), получение согласия родителей на
обследование ребенка. Психолог должен быть конструктивным, уметь находить
взаимоприемлемые решения, анализировать ситуацию с различных точек зрения.
По любому вопросу голосование в группе редко бывает
единогласным. Если расхождения слишком велики, то устраивающее всех
компромиссное решение будет характеризоваться наименьшим коэффициентом согласия
в группе и наименьшей эффективностью. Компромиссы поощрять нельзя.
КРИТЕРИИ ЗНАЧИМОСТИ ВЫБИРАЕМЫХ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА
РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ТЕМ
1. Тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства
родителей. Это требует большой гибкости при планировании.
2. Родители должны принимать участие в отборе и
разработке тематики собраний.
3. Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы
гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают
понимание вопросов, представляющих интерес для всех.
Таким образом, темы и проблемы должны естественно
возникать из опыта и потребностей самих родителей.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ
Многие признают пользу родительского комитета как
объединения людей для выработки (обсуждения) и принятия решения, организации помощи
классному руководителю и классу. Иногда родительские комитеты откровенно
используют в роли прикрытия некомпетентности или своеобразного « козла
отпущения». Быть членом родительского комитета трудно, и это скорее обязанность,
а не право.
Если родительский комитет признать командой лидеров,
провести обучение, создать благоприятную обстановку, способствующую его
развитию, Повысить статус, тогда его роль и значение в общей системе
взаимодействия может существенно измениться. Принятие новой роли родительского комитета,
как команды лидеров, создаст обстановку, которая будет способствовать росту и
развитию всей организации. Для этого необходимо изучать условия, в которых
существует родительский коллектив, создавать программы его развития.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Представление о том, что взрослый человек способен к
обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте
требуется значительно большая затрата энергии, глубоко укоренилось в нашем
сознании. Однако это представление неправильное, и, опираясь на разумное
использование жизненного и взрослого опыта, можно существенно снизить затраты
сил и времени.
Теория и практика организации работы с родителями может
строиться на разных концепциях. Не существует какой-то одной теории, а есть
множество разных направлений, подходов, точек зрения. Нам известно немало
мудрых изречений и наставлений, однако, воплощенные в мудрых мыслях, истины,
касающиеся практической жизнедеятельности, не будучи пережиты индивидом, не
могут органично включаться в систему его собственной регуляции. Поиск готовых
образцов, схем «мудрого поведения», как отмечает Л. Л. Гриимак, безнадежен и
тормозит собственное творческое развитие личности.
Главным инструментом повышения эффективности передачи
знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно
уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют
со старыми, а активно включаются в иных
условиях.
Исследовательская ориентация в организации работы с
родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии
становится организатором или источником информации самостоятельной работы
родителей.
ЛЕКЦИЯ
Лекция как метод работы с родителями достаточно
популярна. Лекция - это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой
объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.
С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог
направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условия творческой активности
во время лекции: личностно-ориентированный подход. Например, вы приходите прочитать
лекцию на тему: «Влияние семьи на формирование личности ребенка». Вы входите в
аудиторию и видите, что 'родители настроились «это» как-то пережить. И здесь вы
раздаете листочки и просите ответить на вопрос: «Каково ваше личное мнение по
поводу трудностей современной семьи?». Годится ответ на любом уровне: на уровне
абстрактно-логических дефиниций, на уровне представления, на уровне образа, без
подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить - шутите. Цель данного приема:
сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из
состояния пассивного слушания, выявить типичные стереотипы. Готовность
сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы
в своих знаниях и т. д.). Следующую встречу, вы начнете с того, что расскажете
родителям о них самих. Заканчивать работу желательно рефлексией («что нового вы
узнали, что будете использовать на практике, о чем подумаете и т. д.»).
ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Причины можно разделить на объективные и субъективные. К
объективным причинам относятся те, что коренятся в самой природе внимания восприятия: ограниченный объем внимания
человека, состав аудитории (устойчивость внимания зависит от возраста,
профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня),
место и условия встречи (духота, холод, шум), естественное утомление внимания
(следует помнить о периодах кризиса внимания: первый наступает через 15-20
минут, второй на 30-35 минуте). Субъективные причины - это качество самого
выступления, когда оно воспринимается как неинтересное, как следствие
непонимания, изложения общедоступного, представления «готовых истин»,
невключенности в активное обсуждение, перегруженности информацией,
несоответствия темы интересам аудитории, невыразительности формы изложения
(тихий голос, монотония, разрыв смысловых блоков, чтение по листу, суетливая
манера изложения, грамматические и стилистические ошибки).
ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УДЕРЖАНИЮ ВНИМАНИЯ
Неофициальность.
Прогнозирование: на основе реальных фактов делаются
прогнозы событий. Вариант этого приема - «стимулирование аппетита, суть
которого заключается в том, что, исходя из ситуации, психолог дает прогноз
развития негативных тенденций и рисует «мрачную картину возможного будущего, а
затем указывает пути, позволяющие избежать этого.
Сопоставление всех «за» И «против». Апелляция к
авторитету.
Драматизация.
Юмор.
Динамичность (интенсивный темп изложения материала, его
насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой,
голос).
Наглядность.
Прямое обращение к аудитории, диалог с ней. Использование
неожиданной информации. Провокация: на короткое время провоцируется несогласие
с излагаемой информацией, чтобы подготовить слушателей к конструктивным
выводам.
Создание эффекта присутствия: слушатель как бы
присутствует при том, о чем говорит
выступающий.
дискуссия
Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо
спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить
(возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая
дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть
проблему с различных сторон.
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ
Круглый стол - беседа, в которой участвует небольшая
группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и
остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).
Форум - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией
в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины в классе.
Симпозиум - более формализованное, по сравнению с
предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями,
представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой
из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или
проблемы.
Дебаты - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик
– оппонент».
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Получение знаний на исследовательской основе противостоит
распространенной в практике работе с родителями - манере констатирующего изложения
материала - и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты,
требующие совместного разрешения («в класс пришел новичок, дети его отвергаю»;
«как поднять авторитет класса» и др.) решаются на основе применения следующих
схем организации исследования во время занятий с родителями.
ВСТРЕЧА С ПРОбЛЕМОЙ
Вариант 1-й
Эта модель лежит в основе разработок «Родительских
собраний,>, представленных в книге.
Последовательность шагов
1. « Ввод» в проблему.
Задача этого этапа заключается в том, чтобы собрать
фактический материал.
2. Проблематизация.
На этом этапе родители имеют возможность увидеть
проблему.
3. Депроблематизация (теоретическое представление,
комментарий).
4. Проектирование практических действий. На данном этапе
происходит поиск возможностей применения.
Вариант 2-й
1. Определение проблемы «мы не знаем, что делать» .
2. Подготовка наглядных средств для предъявления проблемы (например, родители
обеспокоены чрезмерным увлечением детей компьютером: сделать силами родителей
или детей видеофильм, провести социологическое исследование, анкетирование).
3. Осуществление исследовательской деятельности
преимущественно в группе: поиск вариантов решения.
4. Подведение итогов. Может взять на
5. Оценка процесса себя руководитель
6. Оценка содержания
исследования
7. Практическая реализация психолог.
Вариант З-й
1. Осознание наличия проблемы и ее значения (часто
проблемы являются надуманными).
2. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она
поддается решению.
3. Выработка (выдвижение) различных вариантов решения.
4. Выработка, принятие решения.
5. Применение.
Вариант 4-й
1. Видение проблемы на основе собираемой информации
(например, «наш класс вчера и сегодня»)
по схеме:
Плюсы
Минусы
Возможности
Препятствия
2. Выявление динамики изменений.
3. Ответ на вопрос, устраивает ли родителей выявившееся «завтра».
4. А дальше по схеме: формулировка проблемы и т. д.
Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные
«разогревающие» приемы эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты.
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
К ним относятся семь ключевых вопросов: (,Кто? Что?
Зачем? Где? Чем? Как? Когда?» Если перемешать эти вопросы между собой,
получится 21 вопрос (например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос:
кто-чем?). Существуют различные списки таких вопросов, например:
1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей)
2. Что нужно сделать? (Цели)
3 . Где? (Уточнить место)
4. Когда? (Время)
5. Как? (Метод) и т. д.
При формулировании вопросов психолог должен
придерживаться следующих правил.
1. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не
подсказывать идею решения (альтернативные вопросы, на которые возможны
однозначные ответы (Да» или (Нет», ограничивают собеседника).
2. В вопросах должна быть минимальная информация.
3. Вопросы должны быть так интересно поставлены, чтобы
каждый новый вопрос давал иной, неожиданный взгляд.
4. Суггестивные вопросы типа: «Вы, несомненно, тоже
придерживаетесь мнения, что?.» - также ограничивают возможности собеседника и
часто пробуждают желание возразить, высказать несогласие с психологом.
ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ
Например, вы предлагаете родителям поговорить о любви:
«Любовь - это? .. »
• Согласны ли вы с утверждением «Любви все возрасты покорны» ?
• Заметен ли влюбленный человек?
• Правда ли, что любовь - это самоистязание?
• Есть ли разница между любовью и влюбленностью?
• Всегда ли соседкой любви бывает ревность?
• Верно ли, что любить может не каждый?
• Как вы относитесь к высказыванию: "Не родись
красивой, а родись счастливой"?
• Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
• Актуальна ли сейчас проблема Ромео и Джульетты?
Такие вопросы могут быть мостиком для установления
атмосферы доверия, спокойствия и сотрудничества с психологом. А далее можно попросить
родителей' нарисовать образ любви и провести обсуждение или привести интересные
высказывания, попросить рассказать о своем к ним отношении, например:
«Любить - значит, утверждать неповторимое существование
другого человека». С. Л. Рубинштейн.
МИНИ-ЭКСПЕРИМЕНТ «ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ»
Парадоксальная ситуация - прием, позволяющий либо создать
познавательный конфликт, ибо включить естественное любопытство к
исследовательской деятельности.
Например, интересно подумать вместе с родителями о
значении такого психологического понятия, как потребность в достижении.
Задание для родителей.
1. Укажите цифрой количество крестиков, которое вы
реально сможете поставить в графе «реальный результат» за одну минуту (1 проба;
например, это 19).
2. Укажите цифрой, какое количество крестиков вам
хотелось бы поставить за одну минуту (1 проба; например, это 25), а дальше
засекайте время и ставьте крестики. По истечении 1 минуты результаты подсчитайте.
Занесите результат в соответствующую графу.
3. То же самое сделайте еще два раза.
4. После эксперимента каждый подводит итоги взаимосвязи
реального и желаемого в жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Тренинг может быть направлен на тренировку и развитие
нужных качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.). Он
представляет совокупность активных методов практической психологии, которые
используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
Специфическими чертами тренинга являются:
нацеленность на психологическую помощь; создание
атмосферы доверия и творческой свободы; объективная оценка чувств и эмоций
участников относительно себя и друг друга;
развитие и открытие новых качеств своей личности;
реализация творческого потенциала и достижение
оптимального уровня жизнедеятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра - модель социального взаимодействия, средство
усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности,
талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление
происходящего после игры. Для организации игры со взрослыми важным является их
отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом.
Функции игры: познавательная; коммуникативная;
разрешающая; объединяющая; организующая; развивающая;
- настраивающая;
- психотерапевтическая.
Игры обычно проводятся по следующей схеме (И. Вачков):
• создание игровой проблемной ситуации;
• «проживание» проблемной ситуации, развертывание
игрового сюжета;
• подведение итогов игры; анализ игровой ситуации;
обсуждение хода и результатов игры, действий и переживаний участников.
В процессе занятий используются следующие игровые методы:
ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.
СИТУАЦИОННО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Такой вид игры особенно полезен, так как является
инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных
несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной
адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится
собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских
собраний была разыграна ситуация: «Подростки курят и ругаются у школы, это
видят учащиеся первого класса. Ваши действия ... »
РАЗОГРЕВАЮЩИЕ ИГРЫ
Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых
процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро
и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей
расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя
психологически комфортно, или предложите закрыть глаза, расслабиться и
представить себя ребенком в возрасте собственного сына или дочери.
Разогревающих игр очень много. Родители играю потому, что игры безотказно
вызывают у участников резонанс детских воспоминаний и чувств иногда игры,
предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогр<
|