Эльконин Д.Б.
Как научить детей читать?
Фонема – звук. Фонемный анализ - звуковой анализ. На первой стадии фонемного анализа самое важное — выделить порядок, последовательность фонем. На картинке изображался предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой чертилась графическая схема фонемного состава слова, состоящая из клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребенок получал несколько одноцветных фишек или картонных квадратиков. Выделяя последовательно на основе интонационно подчеркнутого проговаривания фонему за фонемой, ребенок фиксировал каждую выделенную фонему, ставя фишку в очередную клетку и заполняя последовательно фишками всю схему. Полученная таким образом пространственная модель отображала, во-первых, отделенные друг от друга фонемы безразлично к их конкретному звучанию и, во-вторых, ряд этих фонем, их последовательность. На следующей стадии фонемного анализа дети знакомятся с различением гласных и для всех фонем фишками, а разными по цвету или форме (например, гласные — красные фишки, согласные —синие). Необходимо особо подчеркнуть значение выделения гласных, которые должны обозначаться всегда определенным образом (например, всегда красным цветом). На этой стадии необходимо сразу познакомить детей с ударением и научить выделять его в слове и обозначать. Ударение в русском языке несет смыслоразличительную функцию. От правильности ударения зависит правильность воссоздания звуковой формы слова, а следовательно, и понимание значения слова. Мы обучали детей выделять ударение путем произнесения слова с последовательным ударением на всех гласных звуках. Например, дети учились произносить слово лиса с ударением на и — лиса, а затем с ударением на а — лиса и устанавливали, при каком ударении слово звучит правильно. (Возможны и другие методические приемы.) Таким образом, на этой стадии фонемного анализа слово представлялось как соотношение и чередование в различном порядке гласных и согласных фонем с обозначением ударения. На третьей стадии фонемного анализа дети знакомились с твердыми и мягкими фонемами — одним из основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка. Твердые и мягкие фонемы обозначались при этом фишками разного цвета; таким образом, происходила дифференциация согласных фонем. Таким образом, фонемный анализ в своем формировании проходит следующие стадии: 1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается общая модель последовательности фонем; 2) дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего создается более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование; 3) дифференциация твердости—мягкости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове. Фонемный анализ слов не заканчивается на умении детей составить модель слова с использованием графической схемы и фишек. Следующая ступень состоит в снятии графической схемы, а затем и фишек и в переходе от громкого проговаривания слова сначала к проговариванию шепотом, а затем и к действию, производимому в уме со звуковым образом слова. Лишь тогда, когда ребенок может произвести фонемный анализ слова в уме, определив последовательность фонем, дав их характеристику и указав их общее количество и место, можно считать формирование действия законченным, а общую ориентацию в фонемной системе языка созданной. Тем самым создана важнейшая предпосылка для формирования ориентировочной основы действия по воссозданию звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Главное внимание обращается на трансформацию при изменении одной из гласных фонем, так как для механизма чтения особенно важна ориентация на гласные. Так, например, составив фонемную модель слова дом, учитель ставит задачу: «Какое слово получится, если вместо звука о будет звук ы; звук а?» Или: «Какое слово получится, если вместо звука д будет звук т, или к, или л, или с?» Или: «Какое слово получится, если в слове лук вместо у будет а или вместо л твердого будет л мягкое?» И т. п. Буквы, обозначающие гласные фонемы. После того как дети научились производить фонемный анализ слов и ориентироваться в фонемном строе языка, можно переходить к ознакомлению с буквами, обозначающими фонемы. В разработанной нами системе детей знакомят, прежде всего, со всеми гласными фонемами и их двойными буквенными обозначениями, то есть обозначениями, указывающими на твердость или мягкость предшествующих согласных фонем. Буквы, обозначающие гласные фонемы, предлагаются сразу парами (а — я, у — ю, о — ё и т. д.), то есть одновременно и как обозначающие соответствующие гласные фонемы, и как указывающие на твердость или мягкость предшествующих согласных. Общая схема работы довольно проста. Например, для обозначения фонемы, а детям предлагается ряд картинок, слова-названия которых содержат эту фонему в сочетании с твердыми и мягкими согласными фонемами (лампа — лягушка, луна — дыня). Под картинками помещены схемы фонемного состава слов. Дети проводят полный фонемный анализ слов и заполняют схемы фишками, обозначающими гласные фонемы и твердые и мягкие согласные, а затем находят среди фишек, обозначающих гласные фонемы, ту, которая замещает фонему а. Эту фонему дети отмечают, чуть-чуть выдвигая фишку. Учитель обращает их внимание на твердость или мягкость предшествующей согласной. Затем детям показывают букву а, обозначающую соответствующую фонему, и объясняют, что она обозначает гласную фонему после твердых согласных. Дети находят букву в разрезной азбуке и ставят ее вместо фишки. Очень важно, чтобы дети практически сняли фишку и вместо нее поставили букву. Это действие фиксирует знаковую функцию буквы. Аналогичным образом проводится работа и с буквой я. Учитель указывает, что эта буква обозначает ту же фонему, но ставится после мягких согласных. После заполнения нескольких схем под руководством учителя дети проделывают это самостоятельно. По такой схеме дети знакомятся с обозначением всех гласных фонем. Гласные буквы, как и гласные фонемы, выделяются красным цветом. Ознакомление с буквами, обозначающими согласные фонемы, строится так же, как и ознакомление с буквами, обозначающими гласные фонемы. После ознакомления с четырьмя— пятью согласными буквами основной механизм чтения слов, состоящих из открытых слогов, практически уже готов. Таким образом, в дальнейшем дело заключается лишь в ознакомлении с новыми согласными. Конечно, дети затрудняются при чтении слов, в которых встречаются стечения согласных, но эти трудности легко преодолеваются при условии обязательной ориентации на ближайшую гласную букву и фонему и применении действия трансформации (стол, стул, стал, стыл).
Желаем удачи!
|