Сорокина Марина Олеговна

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи [7]
Поиск
Главная » Статьи » Статьи

Мухина В.С. Первые дни ребёнка в школе

 

 ПЕРВЫЕ ДНИ В ШКОЛЕ

1 сентября у порога в школу — ребенок-дошкольник. В тот же день, когда он выйдет из школы, он выйдет из нее школьником. Это   чрезвычайное   по   значимости   событие   в   жизни   ребенка.

Ожидания начала школьных занятий — это и радость, и боль­шая тревога. Чем ближе тот самый день, тем больше эмоци­ональная напряженность ребенка. Накануне мальчики и девочки рассматривают содержимое своих ранцев, примеряют форму, волнуются. Одни дети плохо спят — просыпаются, боясь опоз­дать на самый первый в жизни школьный урок, другие — спят не просыпаясь, но видят тревожные сны. Ночь с 31 августа на 1 сентября — напряженная, трудная ночь для шестилетних де­вочек и мальчиков.

Наступает утро 1 сентября. Мамы и папы, бабушки и дедушки провожают своих малышей в школу. Малыши с нетер­пением ждут той минуты, когда можно будет войти в двери школы.

УСЛОВИЯ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Шестилетний ребенок — маленький ребенок. Он еще многого не может, если его сравнивать со старшими. Но он уже многое мо­жет, и очень важно знать, что он может и каковы возмож­ности его психики, его личности.

СМЕНА УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ШЕСТИЛЕТНИХ

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из до­школьного детства с играми и малым числом общественных обя­занностей он переходит в совсем иной мир. Поступление в школу — это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимо­отношениям со взрослыми и сверстниками; меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, но в том, что его    учеба является обязательной, общественно значимой деятель­ностью.. За результаты своего учения ребенок несет ответ­ственность перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он подчинен системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.

Первоначальное вхождение ребенка в новые условия школьной жизни подготовлено психологически. Дети с радостью идут в шко­лу, ожидая здесь новой жизни и понимая, что их положение меняется — они стали старше, они теперь не дошкольники, а школьники. Позиция школьника субъективно важна для ребенка тем, что она меняет его самооценку он школьник. Изменение позиции поможет ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, распорядка дня, норм отношений с одноклассниками. Эти требования ребенок восприни­мает как неизбежные. Он старается как можно скорее разобраться в правилах поведения, они глубоко интересуют его. Это первое, чем начинает овладевать шестилетний ребенок в школе.

В первые дни ребенок еще не представляет, какие предметы заполнят его учебное расписание. Даже если он не раз и не два услышит от учителя и дома о том, что он будет изучать в первом классе, ему трудно осмыслить значение этих предметов и поэтому трудно запомнить.

Но он уже пришел в школу. Он весь в готовности учиться. И мы должны воспользоваться этой готовностью. Очень многое теперь зависит от учителя.

Между учеником и учителем складывается особый тип взаимо­отношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он — посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры, опыта человече­ства ребенку. Кроме того, учитель является реальным носи­телем общественных требований к ребенку: его нравственности, чувствам, воле, ко всей его личности.

Учитель для первоклассника — совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит мно­гое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисципли­нам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова — настав­ником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определять его будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.

Взаимоотношения между сверстниками теперь тоже сущест­венно отличаются от тех, которые складывались в группе дет­ского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителем его поведения и    успехов в учебе. Совместное участие в обязательной деятельности в то же самое время порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Здесь по-новому начинают развиваться способности к сотрудничеству, товарищество. Здесь обязательно возникнут отношения соревнования и появятся свя­занные с этим переживания и поступки. Именно в школе произой­дет многое, что может пройти незамеченным для учителя, но опре­делит психическое состояние ребенка. Бывшие лидеры из до­школьного детства могут занять низкое статусное положение в классе, бывшие непринимаемые тихони и неумехи могут стать любимыми и уважаемыми. В первые дни все дети переполнены радостью начала новой жизни. Они верят, что они хотят учиться. Они хотят признания как ученики. Они жаждут оценки их знаний. Но  ...  стоп.  Здесь  бег ожиданий  ребенка  обязательно следует

затормозить.

Ребенок, как мы уже знаем, стремится утвердить себя среди других детей. Раньше он это делал в игре. Теперь он начал учиться. Задача учителя первого класса в том и состоит, чтобы научить каждого ребенка учиться учить себя. И это нужно де­лать без отметки, потому что отметка для ребенка — знак, ко­торый определит его место среди сверстников: поднимет его престиж или отбросит в число последних, худших. Шестилетний школьник еще не обладает тем запасом психической прочно­сти, который помог бы ему выдержать все психические нагрузки, связанные с ученьем, оценкой его успехов и однозначной четкой

отметкой.

По своему содержанию и по организации основная, ведущая деятельность школьника — учебная деятельность. Она отличается от игровой деятельности дошкольника. Усвоение знаний — основная цель, которая выступает в чистом виде. В современ­ных условиях усвоение знаний не должно быть единственной целью. Ребенок должен быть еще и правильно воспитан. Это вторая по счету, но не по значению, цель учебной деятель­ности.

Основная форма организации учебной работы школьников — урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторон­ним делом. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

Школьник должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и прави­лам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий

умственный кругозор.

Совершенно необходим школьнику тот комплекс качеств, кото­рый образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла

 учебных задач, их отличия от практических, осознание способо!

выполнения действий, навыки самоконтроля   и самооценки. Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, бе;

чего он  не  сможет сознательно  регулировать  свое  поведение,

подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка — его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставлен­ной учителем задачи.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ

Организм ребенка шестилетнего возраста интенсивно развива­ется. Все физиологические системы (сердечно-сосудистая, дыха­тельная, опорно-двигательная и др.) находятся в зависимости от условий этого развития. Поэтому шестилетний ребенок нуждается в организованном щадящем режиме, индивидуальном подходе, ре­гулярном наблюдении медицинского персонала.

Двигательный режим ребенка из относительно свободного меняется на обусловленный строгими правилами поведения. Те­перь в школе ребенок несет большую физическую нагрузку. Он должен сидеть неподвижно в определенной, обусловленной правилами позе. Статическая нагрузка противоречит физиче­скому развитию — в этот период ребенок интенсивно растет, его позвоночник очень чувствителен. Для правильного физического развития ребенку следует предоставлять условия к облегчающим его напряжение свободным движениям.

К шести годам организм ребенка хотя и обладает большой пластичностью благодаря интенсивному физическому созреванию, но по той же причине он легко травмируется. В опреде­ленных условиях ребенок становится физически активным, а иные условия утомляют его и резко снижают эту активность.

В то же время само созревание у всех детей имеет большие индивидуальные различия. В СССР были проведены специальные исследования морфофункционального созревания основных физи­ологических систем организма детей шестилетнего возраста1. Вы­являлись критерии готовности организма к обучению ребенка в школе.

Гигиенистами был введен специальный термин школьная зре­лость как готовность организма ребенка к систематическому обу­чению. Определенный уровень морфологического и функциональ­ного развития обеспечивает возможность обучения. Для установ  ления этого уровня школьной зрелости существуют специальные критерии. Но для учителя все дети его класса, выдержи­вающие школьный режим и чрезмерно утомляющиеся от уроков (незрелые), находятся на его попечении и зависят от его любви и внимательности. Для того, чтобы помочь первоклассни­ку адаптироваться к школе, следует знать особенности рабо­тоспособности шестилетних во временных циклах года.

Приведем дневную, недельную и годовую динамику работо­способности.

Работоспособность в течение учебного дня.

У шестилетних детей работоспособность невелика. Первый урок самый продуктивный, хотя и в это время работоспособ­ность неустойчива. На последующих уроках продуктивность и ка­чество работоспособности снижаются. Однако рациональная организация учебного дня поддерживает ребенка в тонусе.

Для шестилетних детей продолжительность урока должна составлять не более 35 минут. Хорошо продуманное расписание включает динамические упражнения и танцы под музыку на уро­ках, когда каждому ребенку предоставляется возможность осво­бодиться от статического напряжения. Кроме того, должны быть введены в расписание уроков подвижные игры и развлечения на чистом воздухе.

Работоспособность в течение учебной не­дели.

Самые продуктивные для учебной деятельности детей дни не­дели — вторник и среда; день наиболее низкой работоспособ­ности — пятница.

Расхождения между работоспособностью шестилетних и семи­летних детей более выражены в первом полугодии и менее — во втором. Исследования многих учебных лет показывают, что в условиях рационального режима учебных занятий шестилетних детей их умственная работоспособность к концу учебного года сравнивается с таковой у семилетних.

Работоспособность в течение учебного года.

Здоровые шестилетние дети, готовые к обучению в школе, привыкают к школьному режиму и дают продуктивные показатели работоспособности начиная с 4—6 недель. Однако у многих этот период продолжается до 8—9 недель, то есть до конца первой четверти учебного года.

Надо отметить, что качественные .показатели умственной ра­ботоспособности детей, не готовых к обучению в школе, на протя­жении примерно первого полугодия (с сентября по декабрь) значительно ниже, чем у остальных детей, Поэтому учитель по    возможности должен учитывать неспособность этих детей рабо тать с таким же напряжением, как другие дети.

Особенностью   всех   детей   шестилетнего   возраста   являете? достаточно быстрая утомляемость в условиях одной и той же деятельности. Субъективно это состояние переживается потерей интереса к выполнению задания, появлением отрицательных эмо­ций и стремлением назамедлительно переменить занятие. Если учитель недостаточно хорошо чувствует своих детей и не дает им   возможности   разрядиться,   то   дети   сами   бессознательно ищут способ переключить свое внимание от задания к развле­чению.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Итогом  развития  ребенка  в дошкольном детстве  являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосыл­кам относится прежде всего желание стать школьником, выпол­нять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства де­тей. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобще­ния к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологи­чески   перерастает   игру,   и   положение   школьника   выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответствен­ное дело, к которому все относятся с уважением.

Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовитель­ных   группах   детского   сада,   показали,   что   дети,   за   редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Боль­шая  часть  ссылается именно  на  учебу как  на  привлекатель­ную сторону школы.

Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партами, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т. п. Интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности к школе — до­статочный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отли­чающей шестилетних детей, является соподчинение мотивов, ко­торое дает ребенку возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в I класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.  Что касается произвольности познавательной деятельности, то она хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает пол­лого развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. п. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенство­вание.

Готовность ребенка к школе в области умственного раз­вития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что та­кое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество — степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошколь­ном детстве представлений.

Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, и при хо­рошо организованном обучении дети овладевают представления­ми, отображающими существенные закономерности явлений, отно­сящихся к разным областям действительности. Такие представле­ния и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок позна­комится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Система­тическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем науч­ных понятий — дело будущего.

Особое место в психологической готовности к школе занима­ет овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным,— грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответ­ствующие знания и навыки обязательной составной частью готов­ности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значитель­ная часть детей, поступающих в I класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение гра­мотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное зна­чение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.          

 

Категория: Статьи | Добавил: Сметанникова (23.10.2010)
Просмотров: 933 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Кто вы?
Всего ответов: 81
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Объявлениесдам сниму однокомнутную квартиру в санкт-петербурге в кировском районе, Доска бесплатных объявлений ифнс, Бесплатные объявления о работе по красноярску, Разместить объявление о ремонте холодильника, Газета бесплатных объявлений из рук в руки места распространения екатеринбург, Частные объявления г нижний-новгород из рук в руки, Образец постановление об объявлении в розыск, Работа расклейка объявлений и раздача листовок в спб, Бесплатные курсовые на тему объявление гражданина умершим, Доски объявлений косметика index html, Объявления о сдачи коттеджей на новогоднюю ночь только в уфе, Авто бесплатные объявления, Газета кому? что? .частные объявления, Объявления котята с фотосанкт-петербург в дар, Подать объявление о продаже животных, Бесплатная доска объявлений донецк, Объявления в ульяновске о продаже собак, Объявления о продаже пневматического оружия, Газета объявлений сегежа, Частные объявления куплю земельный участок в московской области, Дать объявление совместимы, Продaю квaртиру видное объявления, Санкт-петербург бесплатные объявления лпубликовать, Разместить объявление моя реклама тула, Объявления продам нержавейку
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz